Водитель – ключевая фигура дорожного движения. От его состояния напрямую зависит безопасность на дорогах. Статистика показывает, что порядка 2/3 аварий происходят из-за недостаточно хорошего психофизического здоровья людей, управляющих транспортом. Синдром хронической усталости – одна из причин ДТП. Чтобы вовремя выявить ее, необходимо своевременно проходить медосмотры, тщательно следить за самочувствием.

 

Причины появления синдрома хронической усталости:

 

Профессиональные водители проводят в дороге много часов. Большинство из них используют неправильные способы борьбы с легкой утомляемостью. Вместо отдыха в ход идут литры кофе, энергетические напитки. Именно они наряду с отсутствием полноценного сна становятся пусковым механизмом для включения защитных барьеров. Медосмотры выявляют и другие вероятные причины хронической усталости у водителей:

 

  • регулярный прием лекарственных препаратов;
  • неправильное питание (скудный рацион, отсутствие белков, жиров, витаминов);
  • постоянное нарушение биологических ритмов (неправильное распределение времени на сон, отдых, труд);
  • нервное напряжение и стресс;
  • недостаток физической активности;
  • личные психологические проблемы, заставляющие мозг находиться в напряженном состоянии.

 

Синдром хронической усталости часто игнорируется. Поступая таким образом, водитель рискует не только собственной безопасностью, но и жизнью, здоровьем других участников движения.

 

Профилактические меры и медосмотры

 

Сегодня в качестве профилактики в том числе инициируются медосмотры для водителей, позволяющие отслеживать состояние здоровья в динамике. Их существует несколько видов – периодические, предрейсовые, послерейсовые. Первые показаны всем, кто подвержен развитию профессиональных заболеваний. Водители наземного транспорта проходят их один раз в два года. Лица, отвечающие за перевозки пассажиров и опасных грузов, также должны бывать на медосмотрах перед каждым рейсом и после сдачи смены. Исключение составляют только сотрудники экстренных служб.

 

Есть несколько способов профилактики хронической усталости. Главный среди них – грамотная организация режима труда и отдыха. Важно делать краткосрочные перерывы каждые 4 часа. По истечении 8 часов нужны полноценный отдых и сон. Перед рейсами необходимо хорошо высыпаться. Рекомендованная продолжительность сна составляет 7 часов.

 

Во время остановок не нужно сидеть за рулем. Лучше походить 10-15 минут, что позволит размять мышцы, восстановить нормальное кровообращение. Особое внимание придется уделять питанию. Оно не должно состоять исключительно из бутербродов и кофе. В организм должны поступать клетчатка, белки, витамины. Водителю нужно научиться держать эмоции под контролем. В случае повышенной психологической возбудимости нельзя принимать лекарственные препараты и садиться за руль. Нарушения со стороны психоэмоционального фона нуждаются в коррекции. На медосмотрах важно говорить о стрессах, депрессиях, нередко вызывающих хроническую усталость.